В зависимости от уровня включения в мировое хозяйство и от того, какая роль ему отводится в стимулировании развития внутренней экономики, выделяют: а) справедливый и недискриминационный режим; б) режим наиболее благоприятствуемой нации; в) национальный режим.
Практически универсально признается — и это подтверждают документы ООН (в частности, Комиссии ООН по транснациональным корпорациям),—что предоставляемый иностранным товарам, услугам и инвестициям режим является вопросом международного значения. Разумеется, фундаментальный принцип международного права заключается в том, что каждое государство обладает суверенитетом на своей территории и что его граждане, а также любые лица, не являющиеся его гражданами, подпадают на этой территории под его юрисдикцию. Никакая эволюция рынка и рыночных отношений отменить этого положения не может. Признание международного аспекта не означает какого-либо отрицания или ущемления территориальной юрисдикции и суверенитета. С юридической и политической точек зрения этот факт означает лишь признание того, что для каждой страны отнюдь не безразлично, какой режим ее товарам, услугам и капиталовложениям предоставляет другая страна. Означает это также и признание того, что каждая страна вправе так распорядиться своими суверенными правами, как это ей необходимо и целесообразно для наилучшего использования возможностей рынка вообще и мирового хозяйства в особенности.

Подразделы этой страницы: