Национальный режим предусматривает, что при рассмотрении любых конкретных вопросов иностранным гражданам или товарам должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем режим, который предоставляется гражданам и товарам данного государства, или что данное государство не должно осуществлять дискриминацию по признаку гражданства или национального происхождения. Трактовка этого принципа весьма противоречива, в том числе в контексте наших усилий по переводу экономики России в режим состязательности с мировым рынком. Так, в Законе об иностранных инвестициях говорится о предоставлении иностранным инвестициям на территории России режима не менее благоприятного, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав юридических лиц и граждан России, а также инвестиционной деятельности. Сужение сферы применения нормы налицо, и это, как видно из проведенного в ОЭСР еще в 1985 году анализа, является весьма распространенной практикой. Тогда были обозначены шесть крупных сфер, через которые законы, постановления и практика подчас приводят к дискриминации предприятий, контролируемых иностранными владельцами. Это: правительственная помощь и разнообразные субсидии, налоговые обязательства, государственные закупки, режим инвестиций действующих компаний, контролируемых иностранными владельцами, доступ к местному банковскому кредиту и на рынок капитала, проблемы национальной принадлежности корпораций.
Проведенный анализ показывает, что указанные типы режимов взаимодополняют друг друга; нельзя считать, что какой-либо из них занимает приоритетные позиции в мировом хозяйстве. Опыт стран развитого рыночного хозяйства показывает, что использование всех имеющихся режимов наилучшим образом отвечает интересам поддержания высокой конкурентоспособности национальной экономики, упрочения ее позиций на мировом рынке.