Всемирный банк и Международный валютный фонд приняли «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» (далее: «Руководящие принципы»). В них сформулированы правила допуска иностранного капитала в страну, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибылей, условия экспроприации и компенсации, принципы и механизм урегулирования споров. Вопросы эти не новы, но сейчас делается попытка их увязать на базе новых рыночных реалий. Главное предварительное условие: утверждение равенства режима в отношении инвесторов в аналогичных обстоятельствах.
Вероятно, этот опыт с выдвижением на первый план условий рынка и его эффективного функционирования был бы полезен и во взаимоотношениях между государствами СНГ. Известно, что в процессе коренной реконструкции экономики страны с самого начала неминуемо должен был возникнуть вопрос: как далеко зайдут в глубь страны указанные нормы мирового рынка? Были, как известно, варианты постепенной эволюции в рамках тогда еще существовавшего, а затем и бывшего СССР. Можно вспомнить, например, программу Шаталина — Явлинского «500 дней», вторую программу Г. А. Явлинского и специалистов Гарвардского университета «Согласие на шанс». Но развитие пошло другим путем.
В нынешних условиях было бы более реалистично говорить о подготовке заинтересованными странами своего рода «Кодекса деятельности фирм» (концернов, ассоциаций, инвестиционных компаний, торговых домов и т. д.), оперирующих внутри бывшего Союза, или хотя бы «Руководящих принципов» для самой уязвимой части нашей экономики — предприятий, которые функционально могут действовать лишь как многонациональные (транснациональные) фирмы (Guidelines for Economic Activities of Multinational Enterprises from Member — States of the Commonwealth of Independent States). Но для этого требуется политическое решение: признать для большой части экономики статус международно оперирующего (многонационального, международного, транснационального — как будет угодно) хозяйства. Необходимо взаимное признание странами СНГ фактического статуса этих хозяйственных организаций, фирм, превратившихся с политическим распадом СССР в международные, аналоги ТНК.