Мировая практика подсказывает, что каждая страна СНГ может сама определять статус таких предприятий на своей территории в зависимости от степени заинтересованности в сохранении и углублений связей между составными частями хозяйственных комплексов, какие образуют через взаимные поставки, научно-техническую кооперацию и т. д. национальные предприятия в разных странах. К тому же капиталопотоки (ввоз и вывоз инвестиций) будут проходить не только в отношениях с США, Германией, Японией и т. д., но и во взаимоотношениях между Россией, Казахстаном, Киргизией, Украиной и т. п., причем капиталы в современной трактовке, в том числе с использованием неакционерного (non-equity) участия, в виде лицензий и т. п. Никто никого не неволит, ибо в основе всего лежат экономический интерес и рациональный расчет. Однако, как свидетельствует и мировой опыт, необходимое условие успешной деятельности международных (многонациональных, транснациональных — как угодно) предприятий: принятие четких политико-правовых гарантий, предсказуемость действий всех участников, размежевание прав и обязанностей по всему профилю политических, экономических и социальных вопросов. Такова суть международных договоренностей по экономическим вопросам, которые приняты в системе ООН. Именно таким путем идет цивилизованное рыночное хозяйство.
С учетом международного опыта такой документ был бы своего рода «моделью», ориентиром будущих законодательных действий стран СНГ. Обращение к существую щим нормам межгосударственного экономического общения было бы полезным для поиска цивилизованных развязок того правового беспредела, который доминирует и даже усиливается во взаимоотношениях участников СНГ. В связи с принятием России и других стран СНГ в МВФ проблема взаимного согласования рыночных стандартов и их соответствия мировым рыночным нормам приобретает особую актуальность.
В том же перечне упомянуты Примерный закон о финансово-кредитных отношениях, Закон о трубопроводном транспорте, «Основные положения экологической безопасности» и т. д. Неужели и здесь будем игнорировать мировой опыт?
В смысле перечня проблем и определения механизмов сотрудничества на такое развитие нас ориентирует, в частности, и Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. (№ 2699-1) «О политическом положении Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств: состояние и перспективы развития». Приведение отношений между странами СНГ в части, касающейся этого самого важного компонента экономики содружества, в соответствие с международными стандартами было бы полезно не только в хозяйственном смысле, но и как средство противодействия деструктивным политическим процессам.