Вот квалификационный стандарт выпускника по профилю мирового бизнеса Джорджтаунского университета, одного из самых престижных в США: «Уметь развивать успешную международную стратегию своей фирмы, проникать на международные рынки, быть в состоянии строить на международном уровне свои отношения между бизнесом и правительствами, чутко относиться к культурным различиям разных народов, владеть иностранными языками». По существу, каждый российский бизнесмен — независимо от того, учился он или не учился по такой или аналогичной программе,— должен быть в состоянии отвечать аналогичному уровню требований, ибо способность побеждать в конкурентной борьбе начинается с конкурентоспособности кадров, их способности владеть ситуацией и принимать эффективные решения с учетом положения дел на всех уровнях — фирма, страна, мировой рынок.
Зарубежный бизнес исключительно большое значение придает изучению опыта конкурентов. Преимуществ в этом деле усматривается несколько: 1) знаешь, как работает соперник; 2) сопоставляя результаты достигнутого с расчетами, есть возможность не повторять чужих ошибок; 3) без значительных затрат можешь понять свои ошибки и промахи. Обратимся и мы к такого рода советам, ибо почему не поучиться на опыте других, тех, кто уже на практике показал умение успешно конкурировать на мировом рынке. Избраны рекомендации на три уровня: для внутреннего рынка, для тех, кто направляется за рубеж (в Японию), и, наконец, для тех, кто надеется достичь коммерческого успеха в России. Советы во многом несопоставимы: одни более ориентированы на использование организационно-рыночных механизмов применительно к традиционным видам конкуренции на внутреннем рынке страны с развитыми хозяйственными связями, другие носят на себе черты «загадочного» восточного рынка, третьи, увы, отражают разнообразные парадоксы, характерные для нерыночного ландшафта российской действительности.