Во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должны участвовать не только крупные, но и малые и средние предприятия. Малые предприятия, как и крупные, должны будут постоянно заботиться о конкурентоспособности своей продукции, искать ниши на мировом рынке для выхода со своей продукцией, чутко реагировать на все изменения спроса в мире. Присутствие на мировом рынке позволит им привлекать для совершенствования производства современные технологии, применяемые за рубежом, вступать в различные формы делового сотрудничества с зарубежными фирмами, привлекать иностранный капитал. Такой путь развития малых предприятий будет способствовать поддержанию их производства на современном техническом уровне, повышению качества их продукции, производимой не только для внешнего, но и для внутреннего рынка, превращению малого предпринимательства в важный сектор прогресса отечественной ЭКОНОМИКИ.
Опыт зарубежных государств, в том числе самых развитых стран Запада, показывает, что малый и средний бизнес играет важную роль в расширении внешнеэкономических позиций этих стран. Так, в ФРГ на долю малых и средних фирм (с числом занятых до 500 человек) приходится до 40% экспорта, во Франции — около 36%. В Японии доля малых и средних фирм (с числом занятых до 300 человек) в экспорте возросла с 32% в начале 70-х годов до 39% в настоящее время. Роль малых фирм во внешнеэкономических связях (ВЭС) западных стран возросла из-за перехода от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации. Малые фирмы специализируются на производстве узлов, деталей, комплектующих изделий, поставляя их крупным фирмам, выпускающим готовую продукцию, особенно в автомобиле- и авиастроении, сельскохозяйственном машиностроении, электронике, электротехнике и т. д. Известно, что почти 1/2 экспорта продукции машиностроения в странах Запада представлена деталями, узлами, комплектующими, поставляемыми по кооперации. Например, крупнейшие американские автомобильные концерны «Форд», «Дженерал мо-торз» получают комплектующие от десятков тысяч компаний, расположенных не только в США, но и в других странах мира. Большинство из них — мелкие фирмы, производящие отдельные виды электрооборудования, различные пластмассовые, резинотехнические изделия и т. д. Многие малые фирмы Японии, Франции и других стран от 20 до 50% всей своей продукции поставляют на экспорт.