В условиях перехода к рынку следует активизировать процесс формирования оптимальной структуры торговых организаций во внешнеэкономической сфере, включая процесс преобразования бывших общесоюзных, республиканских и отраслевых внешнеэкономических объединений в самостоятельные посреднические организации, в том числе на акционерной основе. На решение этих задач направлен Указ Президента Российской Федерации о либерализации внешнеэкономической деятельности.
С учетом практики мирового рынка товаропроводящая сеть, которой могли бы воспользоваться предприятия при экспорте и импорте, должна быть многообразной, строиться в зависимости от конкретных целей по разным принципам. Один из этих принципов — принцип «технологически завершенной цепочки». Это может быть торговый дом или холдинг типа ТНК, включающий последовательную цепь акционерных обществ (на разных этапах технологической цепочки создания изделия или группы товаров, услуг).
Торговые дома или различного рода объединения (ассоциации, концерны, консорциумы) могут быть созданы и на других принципах с учетом сферы деятельности (закупки по импорту за счет средств государства, строительство за рубежом, иностранный туризм, консалтинг и т. п.), в том числе на основе соглашений между юридическими и физическими лицами различных суверенных государств. Например, консорциумы необходимы для крупномасштабного сотрудничества по строительству объектов за рубежом. Но консорциумы могут быть полезны и для широкомасштабного сотрудничества с иностранными фирмами, например на Дальнем Востоке.
Среди посредников особое место могли бы занять крупные многопрофильные внешнеэкономические организации, не имеющие ограничений на предмет экспортно-импортных сделок и действующие на принципах полной хозяйственной самостоятельности.
Как свидетельствует мировая практика, абсолютно большая доля внешнеторговых операций приходится на крупные и крупнейшие предприятия. Поэтому необходимо учитывать эту тенденцию и найти формы и методы, позволяющие стимулировать и инициировать создание таких крупных формирований, способных конкурировать с аналогичными образованиями на мировых рынках.

Подразделы этой страницы: