В условиях огромных различий во внутренних и внешних ценах посредническая деятельность предприятий, кооперативов, СП оказалась ограниченной из-за боязни, что новые торговые посредники будут необоснованно обогащаться (специализированные внешнеторговые объединения сдавали эти доходы в бюджет). В процессе разгосударствления старых внешнеторговых объединений, изменения системы ценообразования и введения такой экономической формы регулирования, как экспортные пошлины, стало возможным отказаться от ограничения посреднической деятельности во внешнеэкономической области, что и было сделано Указом Президента РФ.
Однако неблагоприятные тенденции во внешней торговле, как уже отмечалось, заставили ограничить число посредников в торговле стратегическими товарами. Но эти ограничения не распространяются на остальные товары, в экспорте которых могут участвовать и производители, и посредники.
Участие самых разных по размерам предприятий как посредников во внешней торговле позволяет разнообразить структуру внешнеторговых организаций, что отвечает интересам разных производственных предприятий, в том числе и малых. Вопрос об организации ВЭД малых предприятий представляет собой особую проблему. Конечно, при наличии стабильных покупателей за рубежом малые предприятия могут и сами осуществлять экспорт, заключая с ними контракты. Для этого они могут создавать собственные небольшие внешнеторговые организации. В США, например, свыше 3/4 небольших промышленных фирм имеют собственные сбытовые конторы.
Но расширение сбыта, поиск новых рынков требуют больших затрат, которые, как правило, не под силу малым предприятиям. Поэтому они вынуждены выходить на внешний рынок через посредников. Прежде всего это крупные торговые организации. В частности, в Японии функции экспортеров для малых фирм стремятся взять на себя универсальные торговые дома. Они же закупают для малых фирм необходимую продукцию за рубежом. Создание у нас такого рода внешнеторговых структур создаст более благоприятные условия для малых предприятий.