Опыт Италии в объединении усилий малых фирм на внешнем- рынке представляет для России, несомненно, большой интерес. Не исключая возможности создания малыми предприятиями собственных внешнеторговых подразделений, для расширения реализации продукции малых предприятий на внешнем рынке нужны меры по совершенствованию системы посреднических организаций во внешней торговле в интересах малых предприятий. Сейчас и, видимо, в будущем крупные внешнеторговые организации (бывшие всесоюзные объединения) не заинтересованы в торговле малыми партиями, которые могут поставлять и покупать малые предприятия. Определенную помощь могут оказать малым предприятиям внешнеторговые и внешнеэкономические ассоциации, создаваемые сейчас на отраслевом и региональном уровне, ВТФ крупных предприятий. Однако, учитывая опыт других стран, в частности Италии, и нам целесообразно пойти по пути объединения усилий малых производственных предприятий на внешнем рынке, создавая организации типа синдикатов или консорциумов.
Успех всех предприятий на внешних рынках будет зависеть не только от совершенствования системы реализации товаров, но и от использования различных форм ВЭД. Выше уже указывалось на значение специализации и кооперации в возможном расширении экспортного потенциала российских предприятий.
Соглашения о специализации и кооперации заключались, как правило, на межгосударственном уровне и касались связей между крупными предприятиями СССР и стран — членов СЭВ. Далеко не все из них носили рациональный характер, хотя некоторые из них сыграли свою положительную роль. В условиях перехода к рынку вся работа по специализации и кооперации идет снизу, и предприятия сами должны искать себе партнеров. Определенную роль в этом процессе могло бы сыграть создание кооперационной биржи, на которой российские и зарубежные предприятия предлагали бы себя в качестве партнеров по кооперации.