Есть различия и в конкретных формулировках, ибо существуют подход экономический и подход социально-политический; общерыночный или классово ориентированный; построенный на диалоге и «игре по правилам» или на воинственном противостоянии и крайних мерах. Существуют различия в формулировках также в зависимости от того, на какие сферы допускается распространение в данном обществе требований и норм рынка (только на сферу обращения, т. е. все строится на традиционном, узком подходе, или также на сферы движения капитала и продажи рабочей силы. т. е. определяющим является широкий подход).
Прежде всего есть определения конкуренции с чисто экономических, широких позиций. Нобелевский лауреат профессор Массачусетского технологического института (США) Поль Самуэльсон трактует конкуренцию как тщательно разработанный, сложный механизм координации, объективно реализуемой через систему цен и рынков. Конкуренция, по Самуэльсону,— это средство объединения знаний и действий миллионов разнообразных индивидуумов.
Известный исследователь конкуренции М. Портер пишет о конкуренции как силе, включающей в себя: 1) угрозу появления нового конкурента; 2) угрозу замены продуктов иди услуг; 3) соперничество поставщиков; 4) соперничество покупателей; 5) борьбу между существующими конкурентами. Эти пять сил определяют цены, которые фирмы могут назначать; уровень издержек, которые требуется нести; масштабы инвестиций, необходимых для победы, для того чтобы взять верх над соперниками». Автор книги преподает в Гарвардской школе бизнеса и является советником ряда ведущих компаний разных стран мира.
Авторы известной в России книги «Экономикс» К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю суммируют экономический подход к определению понятия конкуренции в следующих двух условиях: 1) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса; 2) свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.