В любом случае экономический подход к определению конкуренции предполагает режим диалога, хотя бы косвенного — через учет интересов других партнеров по экономическим взаимоотношениям. Иначе невозможно говорить о какой-либо ответственности в рыночном хозяйстве, обеспечиваемой законным путем, с помощью конституционных методов и средств. Именно таким путем достигается учет и социальных вопросов (правила конкуренции на рынке труда, социальная защищенность занятых, недопущение деградации специалистов в результате безработицы и т. п.), которые составляют, естественно, основу требований трудящихся, но в то же время пути и методы их решений затрагивают интересы предпринимателей.
В отличие от сторонников чисто экономического подхода, авторы социально-политической ориентации трактуют конкуренцию исключительно или в основном с позиций группового (или классового) противостояния и борьбы. Из соображений безусловного приоритета интересов бизнеса над всеми остальными исходят, например, сторонники известных афоризмов типа «что хорошо для «Дженерал моторз», то хорошо для Америки». Аналогичный конфронтационный подход, но уже с позиций трудящихся, демонстрируют многие идеологи профсоюзов, рабочего класса. Например, один из основоположников марксизма-ленинизма Ф. Энгельс еще в первой половине XIX века писал: «Конкуренция есть наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Эта война, война за жизнь, за существование, за все, а следовательно, в случае необходимости и война на жизнь и на смерть, протекает не только между отдельными членами этих классов; один стоит у другого на пути, и поэтому каждый старается оттеснить остальных и занять их место. Рабочие конкурируют между собой, и буржуа конкурируют между собой».