Недопущение недобросовестной конкуренции и ограничения конкуренции
В правилах ведения конкурентной борьбы важное место отводится требованиям по исключению недобросовестной конкуренции и недопущению злоупотребления доминирующими позициями на рынке.
Под недобросовестной конкуренцией понимается такой вид конкурентной борьбы, который связан с нарушением принятых на рынке цивилизованных правил и норм. К числу методов недобросовестной конкуренции относятся: демпинг, злоупотребление доминирующим положением на рынке, корыстное использование своих монопольных позиций или достижение их с помощью соглашения, сговора, согласованных действий, использование дискриминационных цен или коммерческих условий, тайный сговор на торгах, создание тайных картелей, ложная информация и реклама для введения в заблуждение потребителей, незаконное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов, нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. К этому же виду приемов конкурентной борьбы нередко относят и практику коррупции (взяточничества) с целью повысить при помощи подкупа должностных лиц конкурентоспособность товаров своей фирмы в борьбе с соперниками.
Такого рода действия в цивилизованном рыночном хозяйстве запрещаются положениями законов по борьбе с ограничительной деловой практикой (ОДП), по регулированию рыночных отношений, операций с ценными бумагами, по защите прав потребителей, по контролю за монополиями и т. д. Имеется также ряд международных соглашений и деклараций, принятых в ОЭСР, ГАТТ, Европейском сообществе (ЕС), в ООН. Расшифруем ключевые понятия.