КАРТЕЛЬ (англ. cartel) — одна из форм соглашения между предпринимателями о ценах, разделе рынка, обмене патентами. Цель образования картеля — повышение прибыли, в том числе путем устранения конкуренции и ее регламентации внутри объединения, подавления конкуренции аутсайдеров — вовне. По характеру операций картели бывают внутренние и международные, экспортные и импортные, гласные и негласные (в форме джентльменских соглашений, пулов и т. п.). Одной из распространенных форм негласных картелей является «лидерство в ценах», широко используемое ТНК.
КОРРУПЦИЯ (англ. corruption) — весьма распространенная в международном бизнесе практика, при которой продажа товаров за рубеж обеспечивается не его более высокими конкурентными качествами, а благодаря подкупу соответствующих представителей правительства, чиновников госаппарата, руководителей фирм, оформляющих покупки, выдачу таможенных разрешений и т. п..
Большое значение придается соответствующему развитию законодательной базы в области правил конкуренции в России.
22 марта 1991 г. принят российский закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В целях не допускать хозяйствующим субъектом злоупотребления доминирующим положением на рынке статьей 5 запрещаются такие его действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов другого хозяйствующего субъекта или граждан, в том числе такими действиями, как:
 изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышения цен;
 навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.);
 включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
 согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
 нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.