Осторожный характер закона, очевидно, следует объяснить тем, что, по оценкам одной группы экспертов, примерно 80% предприятий могут стать кандидатами на банкротство по формальным признакам (из-за неплатежей). Другие специалисты считают, что доля банкротства ожидает не более 10—20% предприятий. «Коммерсантъ дейли» пишет (13 ноября 1992 г., с. 2), что особую роль в признании банкротств по формальным признакам будет играть, очевидно, задолженность перед бюджетом — из-за невыплат налогов. При этом весьма вероятна ситуация, когда предприятие подпадет под формальные критерии банкротства не только по своей вине, но из-за неплатежей налогов и из-за непоступления денег на счета предприятия. В то же время — поскольку большинство предприятий до сих пор государственные — реальных массовых банкротств ожидать не следует: будет продолжаться тенденция кредитования государством неэффективных предприятий, в том числе и под предлогом погашения взаимных неплатежей.
Эксперты считают, что одна из основных задач закона заключается в том, чтобы продемонстрировать иностранным инвесторам готовность к реальным рыночным шагам. Данный закон может послужить импульсом для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, без чего невозможна структурная перестройка ее народного хозяйства.
Данному закону предшествовал Указ Президента РФ от 19 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», в котором были перечислены следующие признаки, позволяющие признать предприятие банкротом:

  • невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом;
  • необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения;
  • долговые обязательства на сумму, превышающую двукратную сумму стоимости предприятия.

Эксперты обращают внимание на многообразие мирового опыта в области решения дел по банкротствам. Например, в американской практике суд решает как бы три задачи: рассматривает дела о спорах между кредиторами, которые не могут договориться, учитывает и распределяет имущество обанкротившегося предприятия или человека и, что особенно важно, предусматривает для должника возможность начать все сначала. Важное значение придается также вопросам социальной защиты тех, кто работал на обанкротившемся предприятии, а также урегулирования долгов в отношении лиц, не работающих на данном предприятии.