Открытие отделений, представляющих собой наиболее важную часть оперативной структуры банков, как правило, осуществляется методом либо лицензирования, либо простого уведомления банковских властей. При выдаче разрешения на открытие отделений банковские власти исходят Из экономической целесообразности, географической структуры банковской системы, насыщенности рынка банковскими услугами и ряда других моментов. В США открытие отделений регулируется законами штатов, которые ограничивают образование национальной сети этих отделений. Открытие отделений зарубежных банков в соответствии с «базельским соглашением» центральных банков должно быть обеспечено достаточно хорошим надсмотром со стороны банковских властей принимающих стран.
Слияния и поглощения банков обычно регулируются в рамках антитрестовского законодательства. При общей установке на недопущение доминирования на рынке отдельных банковских институтов политика слияний и поглощений проводится достаточно гибко, с акцентом на индивидуализированный подход к каждому случаю. При этом играют роль такие соображения, как перспектива улучшения положения объединенного банковского предприятия, предотвращение краха поглощаемого банка, концентрация определенного сегмента банковской системы, увеличение размеров банковских институтов с целью получения выгод от снижения издержек и улучшения конкурентоспособности в отношении иностранных, более монополизированных банков. С целью уменьшения риска единоличных неразумных решений в отношении политики банка в ряде стран имеются ограничения на размер доли пакета акций, который может принадлежать одному лицу или организации.
В условиях недостатка опыта, нехватки управленческих кадров и дефицита общей банковской культуры при общей неблагоприятной экономической конъюнктуре становление системы коммерческих банков выдвигает на первый план проблему строгого контроля за открытием новых банковских институтов. При этом особое внимание должно быть уделено оценке наличия опытных менеджеров в руководящем звене этих учреждений.