Научитесь хоть немного говорить по-японски — ваши партнеры высоко оценят ваше усердие и стремление понять национальные, культурные, человеческие качества их народа (хотя бы самые бытовые и распространенные слова, формы вежливого обращения, популярные изречения). Как и в отношении изучения истории, не пожалейте потратить время и деньги на приобретение соответствующей литературы, возможное посещение школ бизнеса или краткосрочных курсов, встречи с бывалыми людьми, работавшими в Японии.
Не пытайтесь учить японца, как надо вести дела, управлять страной и т. п.,— у них есть на этот счет своя точка зрения и много доводов для того, чтобы доказать свое убеждение. Иностранцев, пытающихся учить японцев жить, полагают либо неграмотными, либо невежливыми, даже если собеседник руководствуется самыми благими намерениями.
И еще один совет, адресованный западноевропейскому или американскому читателю, который, думается, был бы весьма полезен и для нас, учитывая повальное увлечение самобичеванием, критикой всего и вся, что характерно для современной российской действительности. Итак:
Избегайте критиковать свою страну, ее институты власти и управления, ее руководителей, ибо ваша компания — неотъемлемая часть вашей страны. Трудно добиться уважения партнера, доказывая ущербность и неполноценность той среды и того народа, которые породили вашу фирму.