На начальном этапе развития банковской системы представляется целесообразным применять узкое и широкое определение банков, проводить законодательное различие между коммерческими и инвестиционными банками, ограничив инвестиционную деятельность первых. Введение рынка и стихийная структурная перестройка, требующая крупномасштабного перелива капитала, неизбежно будут иметь следствием крупные банкротства в промышленности. Промышленные инвестиции коммерческих банков будут означать дополнительный риск обесценивания активов и угрозу их существованию.
При формировании географической структуры банковской системы представляется оправданным использование американского опыта и устройства двухъярусной системы в рамках единого экономического пространства, что отнюдь не означало бы ущемления прав отдельных государств, но учитывало бы реальный экономический расчет. Одни банки должны ориентироваться на обслуживание крупных промышленных предприятий и фирм, иметь ограничения на развертывание местных отделений (скажем, не более одного в крупных городах), ограничения на привлечение депозитов и предоставление займов. Другие банки должны иметь ограничения на оперирование только в рамках отдельных членов союза без права открытия отделений за их пределами. Их операции регулировались бы законодательством соответствующего государства.
Вопросы слияний и поглощений банковских институтов должны регулироваться общим антимонопольным законодательством при ограничении межгосударственных слияний и поглощений. При этом, видимо, было бы целесообразным исключение для создания совместных дочерних банковских учреждений. Особое внимание должно быть уделено режиму поглощений национальных банков зарубежными. Здесь необходимо руководствоваться соображениями позитивного технологического вклада зарубежных банков и в то же время нежелательностью доминирования иностранных банков, что существенным образом затруднит проведение самостоятельной национальной кредитной политики.