Дифференциация процентных ставок и контроль над ними
Никакая другая сфера ценообразования на Западе не подвержена такому жесткому государственному контролю, как область процентных ставок. Используя механизм кредитной зависимости коммерческих банков от центрального в качестве «банка банков», усиленного во многих странах «нормой обязательных резервов», а также монопольным правом центрального банка на эмиссию и размещение государственных ценных бумаг, центральный банк имеет возможность практически полного контроля над процентными ставками.
Теоретической основой такого контроля выступает государственная монополия на эмиссию денег, которые при известном упрощении могут трактоваться как объект торговли в кредитной области. Государство, располагая неограниченным потенциалом поставки этого «товара», способно навязывать определенную ценовую политику другим участникам кредитного рынка. Важно отметить, что проведение определенной процентной политики государством в этом контексте не противоречит рыночным основам и осуществляется на базе его законов.
Практическим механизмом реализации государственного контроля над процентными ставками выступает пирамидальная структура процентных ставок.
Вверху этой структуры находится учетная ставка центрального банка. По размеру это самая низкая ставка. По ней центральный банк переучитывает коммерческие векселя, находящиеся у коммерческих банков. Следующее звено составляют межбанковские процентные ставки, то есть ставки, по которым банки предоставляют займы друг другу. Далее идут ставки первоклассным небанковским заемщикам, как правило, крупным корпорациям. В основе пирамиды лежит многообразие ставок второстепенным заемщикам. Все они существенно выше ставок первоклассным заемщикам. В основе градаций процентных ставок лежит риск. Чем выше риск неплатежеспособности, тем выше ставки. Рассмотренная структура процентных ставок на практике может обрастать различными модификациями, но основные его структурные элементы прослеживаются во всех западных странах.

Подразделы этой страницы: