Что советуют в США своим бизнесменам, отправляющимся в Россию. Как отмечают специалисты, «главным орудием труда» для тех, кто пытается установить деловые связи в России, должно стать терпение. Старая политическая и экономическая система рушится, страна борется за переосмысление своего прошлого и настоящего. В этих условиях, без всякого сомнения, крайне сложно заниматься коммерческой деятельностью. Многочисленные советы, высказываемые американским бизнесменам, можно было бы свести к следующим «десяти заповедям», следование которым, как полагают, должно оказаться полезным при ведении дел в России. Видимо, не следует удивляться некоторым наблюдениям, далеким от непосредственно коммерческой деятельности, но показавшимся существенными для иностранных бизнесменов, работающих в нашей стране.
1. БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ПРОТИВОРЕЧИЯМ. Бизнесменам необходимо выработать творческий подход и умение правильно оценивать ситуацию. Россия — страна парадоксов. Не удивляйтесь, что за многие годы тоталитарного режима казенные люди привыкли рассматривать любого посетителя в качестве просителя и поэтому, будучи, с одной стороны, кровно заинтересованными в установлении и развитии отношений с вашей фирмой, в то же время не скажут привычное американцу: «Что я могу для вас сделать?», а, подобно следователю на допросе, будут выспрашивать: «Что вы хотите?» или «Что вам нужно?». Впервые вы ощутите непривычное чувство вроде бы незаинтересованности в вас как в потенциальном партнере при обращении за визой в консульский отдел посольства, а затем и в контактах внутри страны. Не делайте из этого драматических выводов: таково одно из противоречий современной российской действительности. Нельзя исключать, что либо вашего собеседника не учили вести профессиональную беседу, либо он просто не знает, что спрашивать и каков может быть его реальный коммерческий интерес, и поэтому вынужден ориентироваться на уровень ваших запросов. Так что учитесь грамотно и вежливо диктовать свои условия российскому партнеру.